Вы в курсе, как планируется менять облик района?

зона-35

А в курсе, что сами можете влиять на это?

Изучайте!
Не будьте ведомыми!
Участвуйте!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУЗИН ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ

1956 года рождения,
г. Москва, Обручевский район.
Заместитель директора по внешним связям, ОАО «Косогорский металлургический завод».
Кандидат в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Обручевское.
Кузин В.А.

 

Кузин В.А. «стоял у истоков формирования органов местного самоуправления в нашем Обручевском районе, но не вписывался в представление тогдашних пролужковских властей о единой вертикали власти». Обращение к избирателям Кузина В.А. свидетельствует о его профессионализме, который будет способствовать не только принятию решений по вопросам местного значения в интересах жителей, но и расширению функций местного самоуправления.

Обращение к избирателям Кузина В.А.

Главное условие – честные выборы!

Пожалуй, все жители Москвы знают, что 4 марта состоятся выборы Президента Российской Федерации, но далеко не каждому известно, что вместе с Президентом нам предстоит участвовать и в выборах депутатов муниципального Собрания.

Почему кроме узкого круга лиц, тем или иным образом причастных к этому процессу или целенаправленно интересующихся вопросами местного самоуправления, значительная часть населения представления не имеет, что в Москве существуют такие органы местного самоуправления, как муниципальное Собрание и муниципалитет? И уж совсем мало кому известно, чем они занимаются. Есть два варианта ответа на этот вопрос:

  1. Депутаты муниципального Собрания вместе с муниципалитетом идеально исполняют все свои функции, да так, что у жителей района нет причины думать об их существовании. Как мы не думаем о сантехнике, когда кран работает исправно.
  2. Функционал местного самоуправления настолько ничтожен, что практически никак не влияет на жизнь рядового москвича. Как расширение МКАД на 1 сантиметр вряд ли скажется на количестве пробок на нём.

К сожалению, в Москве имеет место именно второй случай. Органы местного самоуправления формально есть, но занимаются далеко не теми вопросами, которые во всём мире и даже во всей остальной России принято относить к их компетенции. То есть присутствует некая декорация наличия местного самоуправления без должного содержания, как пирожок без начинки.

Что же такое «местное самоуправление»? Какое самоуправление существует сегодня в Москве, и нужно ли оно в таком виде москвичам? Какова роль местного самоуправления в современном мире? Какая модель местного самоуправления максимально отвечает интересам москвичей? Какие условия необходимы, чтобы построить эту модель? Постараюсь очень кратко ответить на эти вопросы.

Под местным самоуправлением сегодня понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения.

Итак, какое самоуправление сегодня в Москве? Если кратко характеризовать его современное состояние, то напрашиваются следующие термины: бесправное, декоративное, зависимое, реально управляемое вертикалью государственной власти.

И это не просто слова, это суровая реальность, борьбе с которой я отдал значительную часть своей жизни. Без ложной скромности смею утверждать, что я неплохо разбираюсь в этом вопросе, так как стоял у истоков формирования органов местного самоуправления в нашем Обручевском районе, с 2004 по 2008 год был председателем муниципального Собрания и руководителем муниципального образования Обручевское. Но мой, казалось бы, такой естественный принцип построения органов местного самоуправления «подчиняться только закону и жителям муниципального образования» не вписывался в представление тогдашних пролужковских властей о единой вертикали власти. Чиновной Москве хотелось, чтобы органы местного самоуправления, формально имея независимый статус, фактически оставались в рамках, отведённых им исполнительной властью, и не становились препятствием на пути чиновничьих интересов. Мои выступления на совещаниях по вопросам расширения полномочий органов местного самоуправления резали чиновникам слух. А последней каплей, переполнившей их чашу терпения, была критика святая святых – градостроительной политики Лужкова. С некоторыми моими позициями на эту тему можно ознакомиться в газете «Обручевский меридиан» за декабрь 2007 г. (Статья «Власть и самоуправление» (www.obruchevskoe.ru рубрика «Публикации в прессе»). Стоит ли удивляться, что городские власти и послушная им партия «Единая Россия» сделали всё возможное, чтобы отстранить меня от занимаемой должности.

Сегодня в Москве уже другой мэр, некоторые чиновники лишились своих кресел. Может быть у нас уже сформировалось и новое самоуправление? Ничего подобного! Главным занятием остаётся формирование собственного бюджета и организация местных праздничных мероприятий. Есть ряд вопросов, в которых органы местного самоуправления принимают участие или вносят предложения, но поскольку это не даёт право регламентировать и реально управлять указанными полномочиями, нет смысла о них говорить. Имеются вопросы, требующие согласования с органами местного самоуправления,  но и здесь главную роль играет исполнительная власть. Остались только: 1) отдельные полномочия в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства; 2) отдельные полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа; 3) образование и организация деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В этих вопросах муниципалитет играет первую скрипку. Но многих ли жителей затрагивают эти проблемы? Очевидно – нет. Потому и незнакомы люди с работой органов местного самоуправления.

Думается, будет лучше совсем распустить эти органы, а их полномочия вернуть в управы районов, чем сохранять их в прежнем состоянии. Сколько денег можно сэкономить для бюджета города только на зарплатах ненужных чиновников!

Возможно, была бы оправданной столь неспешная передача под контроль самого населения реальных полномочий, если бы органы местного самоуправления только-только сформировались, ещё не знали бы как распорядиться этими полномочиями и могли наломать немало дров, но за столько лет многому можно было научиться.
Дело, думается, в другом. Передача под прямой контроль населения значительных полномочий, таких как создание условий для обеспечения жителей услугами бытового обслуживания, общественного питания и торговли, планирование социально-экономического развития территорий, принятие решений, связанных с использованием земли и недвижимости, содержание дорог, экологический контроль, организация школьного образования, организация охраны общественного порядка и т. д. грозит некоторым коррумпированным чиновникам и аффилированным с ними коммерческим структурам лишением значительных прибылей, и добровольно расставаться с ними они не захотят. Для этого ими был найден формальный повод – сохранение единства городского хозяйства. При этом забывается, что в других крупных городах и даже мегаполисах мира при широчайших полномочиях органов местного самоуправления единство городского хозяйства не страдает.

Итак, очевиден вывод, что москвичам нужны не декорации наличия местного самоуправления, а реальные рычаги влияния на механизм создания комфортных условий жизни в городе.
Коль мы пришли к выводу, что так дальше жить нельзя, зададимся следующим вопросом – а как жить надо? Нужно ли нам самоуправление вообще? Не проще ли всё совсем отдать на откуп чиновникам, положиться на их профессионализм, порядочность и ответственность и больше не морочить себе голову подобными вопросами? Других проблем, что ли, мало в жизни? Думаю, что найдутся люди, которые именно так и думают, но я не из их числа.

Самоуправление – это школа свободы и независимости. И чем лучше люди научатся самостоятельно управлять теми процессами, от которых зависит их повседневная жизнь, чем большее число этих процессов они возьмут на себя, тем меньше чиновников придётся содержать за счёт бюджета, тем меньше будет откровенного воровства и пресловутых  «откатов», тем более эффективную схему управления городом можно создать.

Но у самоуправления имеется и оборотная сторона медали – ответственность. Человек сам отвечает за принятые им управленческие решения, в том числе и за свои ошибки. Поэтому бросаться в самоуправление кавалерийским наскоком могут только люди безрассудные, плохо разбирающиеся в специфике вопроса. Самоуправлению надо учиться, и государственные органы должны содействовать процессу обучения, т. е. расширять круг реальных полномочий, на которых можно оттачивать мастерство управления.

Зато человек, в полной мере познавший преимущества самоуправления, уже не будет бездумно следовать чьим-либо указаниям, он научится самостоятельно делать выбор и отстаивать свои интересы, его уже не затащишь в стойло покорных и бессловесных, и отобрать обратно у него эту внутреннюю свободу вряд ли получится.

Мне кажется, что наши политические деятели, как у власти, так и в оппозиции, мало уделяют внимания проблемам местного самоуправления. А ведь это отправная точка, где рождается осознание человеком своего места в обществе, где рождаются основы самого гражданского общества. Сильные мира сего больше озабочены распилом бюджетного пирога, чем земными заботами рядового гражданина, и если мы сами не будем их тормошить, то ничего не изменится.

Мне странно порою слушать некоторых наших политиков, витиевато рассуждающих о глобальных мировых проблемах и ровно ничего не понимающих в местном самоуправлении. Вы можете себе представить профессора, читающего лекцию по высшей математике, но незнакомого с таблицей умножения? И я нет. А в политике это возможно.

Итак, мы пришли к  выводу, что самоуправление нам необходимо. Теперь надо определиться с примерными контурами его полномочий. И это, на мой взгляд, самая трудная задача, хотя бы потому, что в России нет традиций в этом вопросе, на которые можно опереться. История развития местного самоуправления в России весьма разнообразна, полна взлётов и падений, но, как в большинстве самодержавных и тоталитарных стран, весьма трагична.

Вернейший признак развития демократии в государстве – наличие широких полномочий органов местного самоуправления. Можно было бы обратиться к опыту стран европейской демократии, где история самоуправления порой такая же длинная, как история самих этих стран. Но и здесь нет единообразия. В каждой стране, а зачастую в каждом крупном городе, имеются свои особенности, с присущими им достоинствами и недостатками.

Какую модель местного самоуправления применить в Москве – вопрос, который должен быть решён незамедлительно с привлечением к обсуждению широкого круга специалистов, законодателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прессы и самих москвичей. У меня имеется своё представление о роли, месте и объёме полномочий местного самоуправления в Москве. Но главное в этом вопросе – не окончательно утверждённая модель самоуправления, к которой надо стремиться, а вектор направления движения, потому что с ним-то как раз и нет проблем, самые высокие руководители страны заявляют о повышении роли местного самоуправления, расширении круга их полномочий. Движение к реальному самоуправлению можно было бы разбить на несколько этапов и вносить коррективы в зависимости от достигнутых результатов. Главное здесь – двигаться, а не стоять.

Первым этапом, наиболее гармонично вошедшим в сферу ответственности местного самоуправления, могли бы стать содержание муниципального жилищного фонда, организация благоустройства и озеленение территории. Одним из несомненных условий передачи новых полномочий на уровень муниципалитетов должно стать надлежащее исполнение уже имеющихся, чтобы у властей не было повода сказать: «Какие вам новые полномочия, раз вы с этими не справляетесь?»

Очень важную роль в жизни местного самоуправления играют и другие обстоятельства, кажущиеся на первый взгляд второстепенными, но на самом деле определяющие вектор его развития, дееспособность. Это – состав депутатского корпуса и личность Руководителя муниципального образования.

Казалось бы, что тут думать – выбирай в депутаты людей наиболее уважаемых и узнаваемых в районе, лучше руководителей социальной сферы – образования, здравоохранения, культуры и т. п. Действительно, людей непорядочных в их среде, как правило, мало. Порядочность - это  обязательное, но, увы, далеко не достаточное требование для депутата.

В депутатской практике бывают очень важные моменты, когда надо выбирать что тебе дороже – интересы жителей, которые тебя избрали, или интересы властей, от которых зависит судьба твоей больницы, твоей школы, твоего дома культуры, твоего бизнеса, твоя собственная должность, в конце концов. И надо обладать значительной долей мужества, чтобы до конца остаться верным своим избирателям и не идти на поводу у власти. К несчастью для самоуправления многие депутаты легко сдают свои позиции в угоду властям. Возможно, они понимают, кому реально обязаны своим избранием?

Теперь подумаем, какие условия необходимы, чтобы продвинуться к заветной цели – местному самоуправлению с широким кругом полномочий. Самое главное и необходимое условие – честные выборы! Все остальные усилия будут напрасны, если государственные власти, используя свою партию и административный ресурс, будут всеми правдами, а чаще неправдами, подменять народное волеизъявление фактическим назначением по принципу «свой – чужой».

Не кажется ли странным, что все без исключения нынешние депутаты муниципального Собрания нашего района - выдвиженцы партии «Единая Россия»? Не кажется ли странным, что почти все они вновь переизбираются на новый срок, но в этот раз как самовыдвиженцы и далеко не всегда афишируют свою партийную принадлежность? Это установка их партии или собственное желание? И на что партия власти готова, чтобы сохранить статус-кво в муниципальном Собрании? Какой смысл вести предвыборную агитацию, отстаивать свою точку зрения, рассчитывать на честное противостояние и правильный подсчёт голосов, когда нет никакой уверенности, что выборы будут честными? Какой смысл вообще в выборах, если у власти всегда найдутся рычаги, чтобы сохранить систему власти замкнутой саму на себя как некий клуб для избранных, но избранных ею самой?

Маленькая иллюстрация к этой теме. На декабрьских выборах 2011 года на двух соседних участках в нашем Обручевском районе, где живут примерно одни и те же люди, и нет признаков массового сосредоточения сторонников или противников какой-либо из партий, были получены следующие результаты:

участок 2210: Справедливая Россия – 18,46%, ЛДПР – 10,84%, Патриоты России – 1,02%, КПРФ – 23,03%, Яблоко – 20,49%, Единая Россия – 24,81%, Правое Дело – 1,35%;

участок 2211: Справедливая Россия – 0,47%, ЛДПР – 4,62%, Патриоты России – 0,41%, КПРФ – 25,32%, Яблоко – 5,09%, Единая Россия – 63,86%, Правое Дело – 0,23%.

Догадайтесь с одного раза, с какого из участков были удалены наблюдатели?

И если бы это был единичный случай! Сопоставьте результаты последних выборов в нашем районе по участкам, и вы откроете для себя много интересного! Где гарантии, что такое не повторится и на этих выборах? Способна ли наша государственная машина вообще на какие-либо реформы, если она начинает крутиться только в ответ на массовые протестные акции населения? Нет, что-то не так в нашем государстве.

Вы, члены участковых избирательных комиссий, послушно исполняющие указания руководства и подтасовывающие результаты выборов под страхом потери работы, каких-либо преференций или из веры в сакральность любой власти,  я знаю, что вам противно это делать. Представьте, что об этом узнают ваши соседи, ваши коллеги, ваши ученики, ваши друзья, ваши дети, наконец!  Многие из вас потом выходили на Болотную площадь, чтобы хоть как-то очиститься от той скверны, в которую попали. Попробуйте хоть на этот раз быть честными, ведь это так просто! Я вас уверяю – вам понравится! Я это проходил, когда инструктировал сотрудников Косогорского металлургического завода, периодически направляемых для участия в работе участковых избирательных комиссий. Ни у кого не было сомнений, что на их участках выборы были честными. В результате власти перестали привлекать заводчан для работы в комиссиях.

Вторым условием движения к реальному местному самоуправлению является инициативный профессиональный депутатский корпус или его костяк, способный организовать работу и вовлечь в неё как можно более широкий круг участников. Такие же требования к Председателю муниципального Собрания. Это он должен своим примером вдохновлять депутатов и реальной заботой об интересах жителей района добиться их уважения. Идеально, когда муниципальное Собрание состоит из профессионалов высокого класса, чьи знания и опыт могут помочь работе органов местного самоуправления. Их политические убеждения  не имеют большого значения, лучше, если они будут разными. Главное, что должно их объединять – стремление сделать жизнь людей в районе лучше.

Третьим условием я бы назвал согласие самой власти поделиться частью полномочий. Сподвигнуть её на это способен только сильный, дальновидный лидер или массовые протестные акции москвичей. Мне кажется, что Собянин способен на роль такого лидера, но что мешает ему уже начать передачу полномочий – не понимаю. В результате своего бездействия и нерешительности в этом вопросе власть способна растерять последние крупицы доверия к ней.

И последним важным условием для развития местного самоуправления является гражданский мир и согласие. Если в обществе назревает смута, власть всегда реагирует одинаково – закручивает гайки. Тут не до самоуправления. Если побеждает смута – весьма вероятно, что тут же найдутся пройдохи, использующие ситуацию в своих корыстных интересах. На первый план выходит распределение должностей и передел бюджетного пирога. И тогда тоже не до самоуправления. Рецепт от сползания в смуту мне видится в одном – власть должна научиться уважительному конструктивному диалогу с народом.

 

P.S. Я понимаю, что для многих московских чиновников лужковской закваски я остаюсь крайне нежелательной персоной. Вряд ли они меня видят в составе будущих депутатов. Но я никогда не был сторонником конфронтации, всегда призывал власть к конструктивному диалогу, а она была готова только к раздаче распоряжений. Готова ли власть к диалогу сегодня?

P.P.S. Большие ответственные чиновники публично заявляют, что на этот раз ни у кого не будет сомнений в честности выборов. Что-то не очень верится. А, честное слово, так хочется поверить, иначе мы никогда не выберемся из этого порочного круга! Посмотрим. Ждать осталось совсем недолго.

 

Ваш Владимир Кузин

 

 


Hosted by uCoz